Развитие слухового внимания у детей

Слух является одним из главных органов у человека по восприятию окружающей среды. Слуховое внимание необходимо развивать с самого раннего детства. Прогресс в развитии детей в первую очередь зависит от отношения родителей.

Чтобы ваш малыш жил полноценной насыщенной жизнью, необходимо с самого маленького возраста начинать заниматься с ним.

Даже постановка определенного диагноза не является окончательным приговором — при правильном подходе к развитию и упорной ежедневной работе с малышом можно достичь состояния, когда он сможет жить достаточно свободной жизнью.

Как развить слуховое внимание

Не следует перекладывать всю работу по развитию вашего малыша на воспитателей в детском саду и логопедов. В отдельных случаях детям нужны дополнительные занятия.

как развить

Кроме того, в стенах дома с родителями ребенок чувствует себя комфортно и легче воспринимает любую поступающую информацию. Большинство упражнений по развитию слухового внимания можно проводить в игровой форме, что понравится детям любого возраста.

Не ограничивайте занятия 1-2 методами, периодически меняйте их.

Так вы сможете поддерживать интерес ребенка к обучению и добьетесь большего прогресса.

Эффективные упражнения

Где звучит?

Упражнение проводится в двух вариантах. В первом — дети закрывают глаза, а взрослый располагается в любом направлении от них и звенит в колокольчик. Они должны, не открывая глаза, указать рукой, откуда доносится звон. Во втором варианте — выбирается водящий, которому закрывают глаза, а остальные игроки рассаживаются в разных сторонах. По сигналу взрослого один из детей хлопает в ладоши, водящий должен определить, откуда звучал хлопок.

Оркестр

В начале упражнения взрослый демонстрирует малышу звучание нескольких музыкальных предметов (пианино, барабан, колокольчик и др.). Затем ребенку необходимо отвернуться или закрыть глаза, а взрослый поочередно будет демонстрировать звучание инструментов. Задачи малыша — как можно точнее определить, какой музыкальный инструмент загадан.

Что там шумит?

Это упражнение можно выполнять с детьми любого возраста и в любом месте, оно способствует развитию слухового внимания. Старайтесь обратить детское внимание на звучание домашних вещей (водопроводный кран, холодильник, телевизор, микроволновая печь и пр.). Если вы живете в большом городе, прогуливаясь по улице с детьми, обращайте их внимание на звучание определенных предметов — сирена экстренной помощи, звук проезжающих машин, открывающейся двери, звуки с рекламных щитов на улице.

Найди картинку

упражненияВедущему следует разложить перед детьми ряд из картинок, на которых изображены различные животные (пчела, свинка, кошка, птица, курица, медведь и др.). Затем он демонстрирует звукоподражание, соответствующее определенному животному. Далее детям необходимо по заданному звучанию определить соответствующую картинку с животным.

Угадай процесс

Расположите перед ребенком хорошо знакомые ему предметы: ручка, ножницы, бумага, кружка с водой, пустая банка и т.д. Чем старше малыш, тем сложнее предметы. Затем попросите его отвернуться и угадать ваши действия по звуку. После того, как он отвернулся переливайте воду из одной кружки в другую, режьте бумагу, рвите или мните ее, стучите по пустой банке. Малыш должен без зрительной опоры точно определять, что вы делаете.

Банка с сюрпризом

Предложите детям угадать, что находится в закрытой банке. Для упражнения понадобятся непрозрачные баночки и сыпучие продукты различной величины:

  • манная крупа;
  • гречка;
  • соль;
  • сахар;
  • горох;
  • фасоль;
  • макароны и пр.

Сначала продемонстрируйте детям звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Затем попросите их отвернуться или закрыть глаза. Встряхивайте баночки по очереди и задавайте вопрос. Изначально следует использовать в упражнении не более 3 банок, постепенно увеличивая их количество.

Игры на развитие слухового внимания

Игра «Слушаем слова»

Объясните детям, что вы будете произносить разные слова, а их задача — хлопнуть в ладоши, когда встретится слово, обозначающее заданную вами группу. Например, животные. С началом игры вы произносите:» Машина, дерево, кот, облако, ложка, хомяк, дверь» и т.д. Детям нужно вовремя хлопать, при звучании подходящих слов.

Чтобы занятие оставалось интересным, периодически изменяйте выполняемое детьми действие и группу вещей, которые необходимо угадывать. Например, малышу нужно прыгнуть, когда услышит название растения или взять себя за уши, когда будет звучать слово из группы «посуда».

Если дети хорошо справляются — усложняйте задание, объединив 2-3 действия и группы. Например, они прыгают при звучании названий цветов и держатся за нос, когда слышат слова, обозначающие фрукты.

Игра «Нос — пол — потолок»

Объясните ребенку, что когда он слышит слово «нос», надо дотронуться пальцем до своего носа. Когда вы говорите «потолок», ему нужно указать пальцем на потолок, а когда прозвучит «пол», то указать пальцем на пол.

Постарайтесь донести до малыша, что нельзя поддаваться на вашу провокацию: он обязан выполнять только те команды, которые вы произносите, а не дублировать ваши действия.

Далее произносите слова «нос», «пол» и «потолок» в любой очередности, но при этом указывайте пальцем правильно или неправильно. Ребенок обязан игнорировать ваши действия, указывая только в верном направлении.

Игра «Лови»

игрыИгру можно использовать как с одним малышом, так и с группой. Для занятия понадобится мяч. Объясните детям, что вы будете перекидывать мяч между собой, при этом ловить или отбивать. Если перед броском произносится «лови», задача принимающего игрока — поймать мяч. Если бросок совершен молча — мяч отбивается.

Начинайте игру, чередуя задания и постепенно наращивая темп. Когда дети привыкнут, можете начинать сбивать их, произнося несколько раз подряд «лови» и добавляя в игру фразу «не лови».

Игра «Правильное действие»

Для игры понадобится бубен и платочки для каждого участника. Раздайте платочки детям и объясните правило — когда бубен звенит громко, платочки нужно поднять и помахать ими. Когда звон тихий — они должны опустить платочки. Перед началом игры продемонстрируйте, как бубен звучит громко и тихо. В процессе игры меняйте громкое и тихое звучание не более 3-4 раз.

Игра «Повтори ритм»

Ваша задача прохлопать в ладоши легкий для малыша ритм, а затем предложите ему повторить. Чтобы игра была веселой, можно отбивать ритм с помощью палочек на любой поверхности: столешница, кастрюля, книга, стакан, барабан и др.

Малыш должен точно повторить заданный ритм.

Затем можете поменяться ролями — теперь ребенок создает ритм, а вы повторяете. Для трехлетних детей подойдет ритм не больше, чем из 5-6 ударов. Для дошкольников и школьников выбирайте ритмы посложнее.

Игра «Аисты — лягушки»

Объясните детям правило игры — они ходят по кругу, а по команде превращаются в лягушек или аистов. Один хлопок означает превращение в аиста — стоять на одной ноге, руками изображая крылья. Два последовательных хлопка — превращение в лягушку. Дети садятся на корточки, держа руки на полу между ногами. Когда вы хлопаете три раза — они должны продолжать обычную ходьбу по кругу. Подождав некоторое время после начала игры и дав детям возможность привыкнуть к смене движений, начинайте запутывать их.

Советы

советы

Старайтесь с самого рождения малыша уделять ему достаточно времени и разговаривать с ним. Дети формируют слуховое внимание на базе звучания родительских голосов и звуков, которые слышат дома.

По мере роста ребенка объясняйте ему, что и как должно правильно звучать. Постоянно разговаривайте с ним, комментируя свои действия и звуки, которые при этом появляются.

Даже когда малыш пойдет в детский сад, где его слуховым вниманием будут заняты воспитатели и логопед, не прекращайте заниматься с ним дома. Это будет только на пользу его развитию.
[table “2” not found /]

Источники

  1. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966,- С. 236-277.
  2. Бехтерев В.Ф., Дулов А.И. Организационные формы и методы обучения // Вопр. педагогики высш. школы,- Иркутск, 1969,- С. 91-119.
  3. Staiano A. (1968). Pictures and words as stimulus and response items in paired- associate learning of young children. Journal of Experimental Child Psychology, 6(2), 231-240.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Содержание

Больше полезного на нашей страничке в FB

X