Как развить слуховую память

Как развить слуховую память с помощью методов и игр

Миланья Антонова / Обновлено: 10.10.2018

Слуховая память является одной из разновидностей образной памяти. Сначала человек слышит определенный звук, который в головном мозге обрабатывается и сохраняется в виде ассоциации. С раннего возраста у людей преобладает непроизвольный вид слуховой памяти. При этом запоминаются наиболее громкие, яркие и приятные восприятию звуки. Произвольный вид запоминания развивается чуть позже, для его улучшения нужно разговаривать с ребенком, петь вместе простые песенки, разыгрывать сценки из сказок.

Как проверить слуховую память?

Проверить слуховую память не составит труда. Для этого существует множество тестов, которые подойдут как для маленьких детей, так и для взрослых.

Для проверки слуховой памяти необходимо выполнить следующие тесты.

Тест 10-ти слов Лурия

Тест 10 слов Лурия

Данный тест позволяет оценить уровень развития слухового внимания, объема запоминания, утомляемости. Тест Лурия можно использовать для детей в дошкольном возрасте и для взрослых.

Перед проведением теста нужно подготовить заранее список произвольных слов. Это могут быть: стул, ложка, окно, цветок, звезда, луна, кошка, книга, речка, перо. Данные слова необходимо зачитать с интервалом в две секунды, ребенок должен внимательно выслушать и запомнить прослушанный ряд. После прослушивания ему нужно повторить все запомнившееся слова. Затем нужно еще трижды повторить данный ряд слов, при этом зафиксировать все слова которые запомнил ребенок. В норме он должен воспроизводить до 4-6 слов в произвольном порядке, после первого прочтения, а после четвертого прочтения он должен назвать на два слова больше от первого результата. Для взрослых нормой считают 5-7 запомнившихся слов после первого прочтения, и все слова после четвертого прочтения.

«Счет» цифровой тест Векслера

Данный тест состоит из двух этапов:

  1. Первый этап заключается в том, что испытуемому повторяют определенный ряд цифр, по три за каждый раз. После каждого повторения ему необходимо воспроизвести все цифры в нужной последовательности с самого начала. Продолжать нужно до первой ошибки.
  2. Второй этап заключается в построении заданных цифр только в обратном порядке.

Нормальными показателями считают 6-9 названных цифр в первом этапе теста, и до 5 цифр во втором этапе.

Запоминание двузначных чисел

Запоминание двузначных чисел

Данный тест можно проводить с детьми среднего и старшего школьного возраста, а также с взрослыми людьми, он позволит определить степень развития слуховой памяти. Для его прохождения необходимо заранее записать произвольный ряд двенадцати двузначных цифр, например: 13, 55, 27, 63, 42, 38, 19, 52, 93, 11, 73, 40. Испытуемым нужно попытаться воспроизвести их или записать на листике, порядок не имеет значения. Нормальными показателями считается, если испытуемые правильно записали от 7 и более цифр.

Пересказ текста

Данный тест подойдет, как для детей школьного возраста, так и для взрослых. Для детей выбирают отрывок басни, сказки или рассказа из 10-12 предложений, а для взрослых подбирается более сложный текст.

Сами предложения нужно читать разборчиво и с выражением, не слишком быстро. Затем испытуемым предлагают сразу повторить все, что запомнилось, и через час после зачитки.

Хорошими результатами можно считать правильный пересказ сюжета с допущением 1-2 ошибок после первого прослушивания, и 3-4 ошибки — после второго.

Как развить слуховую память у детей?

Развитие слуховой памяти у детей

Для детей лучшей формой упражнений на развитие слуховой памяти является игра. Именно во время игры дети воспринимают намного лучше и больше информации. Для улучшения слуховой памяти нужно выполнять следующие упражнения:

  1. Упражнение «10 пар» — для его выполнения нужно заранее подготовить десять пар слов, которые связаны по смыслу, к примеру: кровать — подушка, кошка — мышка, солнце — лучик, день — ночь, ботинки — шнурки, конфеты — фантики, дерево — листик, тетрадь — ручка, лисичка — норка, книга — знание. Затем нужно выразительно, эмоционально и в медленном темпе трижды прочитать ребенку все словосочетания. На четвертый раз прочесть только первые слова, а малышу нужно вспомнить подходящие к ним.
  2. Упражнение «сделай как я» — для этого нужно взять несколько предметов (бумага, 2 стакана воды, скотч, ручка, ложки) и попросить ребенка закрыть глаза. Затем проделать действия с предметами издавая при этом характерные шумы. Ребенку нужно будет повторить эти звуки с нужными предметами.
  3. «Что это было?» — упражнение проводят в игровой форме. Для выполнения нужно заранее подготовить запись на диктофоне или скачать в интернете звуки дождя, прибоя, птиц, грома, потрескивания горящих дров и другие. Включать ребенку поочередно каждую запись и попросить угадать, что это было, показать это в маленькой сценке-рассказе.
  4. «Ощути ритм» — наиболее элементарное упражнение. Нужно при помощи пальцев, палочки или карандаша выстукивать определенный ритм, а затем попросить ребенка повторить его.
  5. «Жук» — для данной игры понадобится игровое шахматное поле и фигурки жуков. В нее можно играть небольшой компанией, объяснить детям, что каждому звуку соответствует определенный ход (две клетки вперед, одна клетка вправо и т.д.). Каждому игроку требуется определить специфические звуки жужжания, и проделать соответствующий ход.

Как развить слуховую память у взрослых

Способы развития слуховой памяти у взрослых

Взрослым рекомендуется пройти обследование у ЛОР врача перед тем, как пытаться развить слуховую память, ведь с возрастом слух ухудшается, что может значительно повлиять на результат тренировок.

Для развития слуховой памяти взрослым, а также школьникам, рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Концентрации внимания и слуха — особенно полезное занятие перед сном, когда на улице слышно минимум посторонних звуков. Для тренировки нужно прислушиваться к окружающим звукам (шум листвы, вой ветра, далекие голоса или лай собак). Постепенно нужно стараться расслышать более тихие звуки.
  • Воспроизведение в уме — можно использовать в качестве дополнения к предыдущему. Для выполнения задания нужно воспроизводить в уме услышанные ранее звуки, пытаться немного изменить их.
  • Упражнение с музыкой — для данного упражнения понадобится плеер и наушники. Нужно прослушать любую песню или мелодию, затем, выключив ее, попытаться продолжить воспроизведение в уме.
  • Занятия музыкой или пением — развивает слуховую память и творческий потенциал человека. Рекомендуется начать заниматься на каком-либо музыкальном инструменте, попытать свои силы в караоке или хоре.
  • Упражнения со словами и словосочетаниями — можно попросить родственников или друга помочь с этим упражнением, или найти в интернете аудиозапись определенного перечня слов, прослушав которые через 1 минуту записать их на бумаге. С улучшением показателей нужно увеличивать количество прослушанных слов.

Необходимо помнить, что при занятиях с ребенком не нужно на него давить и показывать свое недовольство, если у него что-нибудь не получается. Проявите свою терпеливость и будьте примером для ребенка, ведь в его возрасте самым важным является хорошая реакция взрослых и их похвала.

Взрослым не нужно забрасывать свои тренировки после первой же недели. Месяц постоянных упражнений покажет удивительный результат.

ОБ АВТОРЕ

Окончила Педагогический институт имени В. Г. Белинского. После чего 4 года работала психологом в детском саду. С 2017 года является тренером по скорочтению и развитию памяти для взрослых и детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Содержание

Больше полезного на нашей страничке в FB

X